Краснодар

Так, о чем же все-таки 3 сезон Твин Пикс? (Введение)



Я решил прервать свое долгое молчание потому что меня впечатляет та беспомощность, с которой пытаются обсудить недавно завершившийся 3 сезон Твин Пикса. Ознакомившись с комментариями к сериалу мне стало ясно, что найти хоть сколь ко то адекватный обзор равна нулю. Я вдруг понял, что если не я – то, кто? А еще я понял, что есть эта вот беспомощность, которую нужно преодолеть. Не правильно что в российском интернете нет ни одной сколько ни будь не только вменяемой трактовки но и просто трактовки… И если по поводу «Малхолланд Драйва» есть ролик в интернете https://www.youtube.com/watch?v=OtG2bwyaMqo&t=617s где философ Ури Гершович с коллегой на площадке «Еврейского центра толерантности» довольно толково, хотя и не поднимаясь до тех вершин до которых надо было бы подняться, разбирают творчество Линча, то в случае 3 сезона Твин Пикса все разводят руками. А когда так все разводят руками – нехорошо. Вот нехорошо и все тут. Получается, что есть вызов, а ответа нет. Нужно отвечать. Вот я и решил коротенько написать.

Для начала два слова собственно о фильме. Я не считаю творчество Линча вершиной кинематографа, но безусловно он прочно вошел в кагорту режиссеров, ознакомление с творчеством которых обязательно для ознакомления. А все остальное дело вкуса, предпочтений… Что касается 3 сезона, то он тем более выделяется на фоне той кинопродукции, которую мы наблюдаем последние лет 15. Все исписались, устали, снимают через не могу. А вот Линч нет. Он еще «могет». И на фоне общей импотенции Твин Пикс смотрится как действительно хорошее кино. Чего стоят только две сцены со сбитым маленьким мальчиком и поедания вишневого пирога. В принципе по меркам мирового кинематографа - не предел. Но кто сейчас так сможет? И когда мы подобное последний раз видели? А потрясающая игра Наоми Уотс? Как она одним изменением своего лица, без единого слова может передать любовь к мужчине и радость за него? И опять же. В мировом масштабе бывало и покруче. Но этот мировой масштаб давно спекся и тут не место обсуждать по чему. А вот у Линча практически все играют на мировом уровне. Нет не гениально, а просто на том самом уровне, который начал уже как-то подзабываться… А если еще и учесть, что это все-таки сериал… Короче это хорошее кино без вопросов, а на фоне пустыни даже нечто большее. А теперь собственно о содержании, над которым так безуспешно ломают головы. Но перед этим несколько слов о том почему творчество Линча вызывает такие трудности.

У Самуила Яковлевича Маршака есть такая блестящая рекомендация о том, как следует читать не только стихи, но и воспринимать искусство вообще:

"О чем твои стихи? - Не знаю, брат.
Ты их прочти, коли придет охота.
Стихи живые сами говорят,
И не о чем-то говорят, а что-то."


Все творчество Линча устроено таким образом, что если смотреть «о чем», то понять что-либо просто невозможно. Почти любой другое кино можно смотреть «о чем» и остаться после просмотра с иллюзией понимания. Но кино Линча таково, что если так смотреть, то не будет понятно вообще ничего. Это просто сразу аут. Но именно таким образом его и смотрят, а потом удивляются что не понятно… По поводу «Шоссе в никуда» и «Маллхоланд драйва» в интернете можно найти кучу версий и скрупулезных разборов, на которые люди явно потратили не мало времени и сил, но это все мимо. Чем все занимаются? Правильно! Сюжетом! А Линч усмехается… И в общем то я могу его понять. Сюжет то «о чем», а все искусство (если оно искусство) говорит «что-то». Если ты сконцентрировался на «о чем», то понять Линча невозможно, но если посмотреть на «что-то», то почти все становиться мгновенно понятно и остальные детали и извивы уже не так важны. Но почти никто не видит это «что-то», ну и разумеется проваливается… Конечно же то как обсуждаются фильмы Линча и 3 сезон Твин Пикса в частности, есть диагноз того, что мы массово не умеем воспринимать искусство… Поэтому то Линч и ухмыляется…

И так, есть первая причина почему у нас так все убого с пониманием творчества Линча. Но есть и другая. Многие знают, но почему-то не применяют это свое знание, когда стараются понять фильмы Линча, что он является йогом и просто повернут на медитациях с давних пор. А что значит, что он на них повернут? Это значит, что он мыслит и снимает все свои фильмы даже не под влиянием, а почти что изнутри Индийской культуры. А в индийской культуре совсем другие представления о времени, пространстве и многих других вещах нежели те, к которым мы привыкли. Ну и разумеется мы смотрим на фильмы Линча своими европейскими глазами, а он нам там демонстрирует йогическую эзотерику. Не мудрено что это все для нас абракадабра. Кажется, Ури Гершович, о котором я упомянул, сказал, что сюжет у Линча развивается не по прямой, а как лента Мебиуса. Так это или не так – другой вопрос, но то, что у него пространсто-время не западное, а ближе к ленте Мебиуса, которая в свою очередь близка индийским представлениям о времени и пространстве – безусловно так.

Никто ничего не понимает, но все заворожены. Почему? Потому что все чувствуют, что у Линча есть загадка и что эта загадка не в том, что он просто играет со зрителем, есть что-то большее. Оно то и притягивает. Оно притягивает тем больше, что весь так называемый западный мир сначала медленно где-то с 19 века, а потом все быстрее и быстрей крениться на дальний восток. Все эти кришнаиты, йоги, тантра, Тибет… Все это ворожит давно, но после распада СССР ворожит еще более настойчиво, ибо крен стал еще более сильным. Философ Миклушевич как-то сказал о философии Гегеля, что это «индуистское тождество атмана и брахмана». Об этом я слышал и от других еще более умных и компетентных людей. Ознакомившись же с философией Санкхья йоги, я могу спокойно сказать: Гегель - это индуистская философия и метафизика, пускай и имеющая прикид классической Немецкой философии. О том, что индуизмом вдохновлялся Шопенгауэр достаточно широко известно, но то, что Гегель тоже, известно более узким кругам. Я это к чему? А к тому, что если Гегель - это индийская метафизика, а он представитель классической немецкой философии, то собственно не окажется ли, что коли эта классика имеет некие скажем так странности, то эти же странности и имеет вся последующая западная капиталистическая культура. И разумеется Гегель тоже не с луны свалился. Ему покровительствовал Гете. А Гете… А еще доводилось слышать вопросы по поводу западности философии Канта… А еще в средние века в Европе были трубадуры с их культом прекрасной дамы, о которых все специалисты по религиоведению сравнивают с тантрическими практиками. Много есть странностей в культуре, которую мы привыкли называть западной…

А еще есть конфликт Маркса и Гегеля. Это спор двух метафизиков, что бы не орали, плохо соображающие, псевдо марксисты-материалисты. Маркс есть единственный оппонент Гегеля хотя и вышел из кружка младогегельянцев. А еще Маркс люто ненавидит капитализм, а точнее то, что он делает с человеком. Гегель же не только ничего не имел против капитализма, но и приветствуя великую буржуазную французскую революцию из трех ее главных ценностей «свобода равенство братство» исключал «равенство». Об этом, в частности, говорит такой специалист по немецкой философии как Нелли Мотрошилова. А еще, устами ученика неогегельянца Кожева Фрэнсиса Фукуямы, Запад провозгласил вполне себе гегелевский конец истории… Единственной альтернативой капитализму и Гегелю были Маркс и СССР. СССР больше нет. Капитализм процветает. Ну так и не удивительно, что он того… крениться… А в месте с ним и мир. Запад очевидным образом отказался от христианских ценностей, от ценностей проекта модерн. Россия занимается черт знает чем. Что остается в мире в «меню» мессианских идей и проектов? Понятно что… Если кто-то скажет, что мы не наблюдаем экспансии Индии, Тибета или Японии (Китай сейчас это особ статья) то я скажу, что экспансия этими культурами осуществляется иначе нежели мы привыкли. Мы ведь не можем расшифровать инаковые фильмы Линча? Ну и эту экспансию не можем и потому не замечаем… Ознакомьтесь с мельчайшей крупицей этой экспансии в виде йоги Махариши Махеш она же так называемая «Трансцендентальная медитация». Именно ее практикует Линч. Но вместе с ним ее еще много кто практикует… Есть сеть организаций по всему миру. Эту йогу «преподают» во многих учебных заведениях запада. Но это лишь крупица среди многих…

Именно на волне этого крена и пришло творчество Линча. И не в этом ли секрет его способности творить, когда другие загнулись? Западная культура в строгом смысле слова (а это прежде всего христианство, античность и народные языческие верования) умирает, порождая массовую творческую импотентность, а Линчу - хоть бы хны. Ну так если он смотрит так сказать вперед в индуизм, то понятно почему… А каковы главные особенности этой культуры? Скажу только про некоторые, которые имеют непосредственное отношение к творчеству Линча.

Время циклично. Существует множество миров (иногда тысячи). Они бесконечно уничтожаются и возрождаются вновь. Имеет место переселение душ. Боги, йогины, «великие учителя» с гораздо большей легкостью и одновременно конкретностью отождествляются друг с другом, чем это происходит в других культурах. Например, в рамках соответственно вайшнавизма считается, что у Вишну есть 10 аватар, в которых он является миру в разные эпохи его истории. В эпоху, в которую живем мы с вами, Вишну явлен в своей 9 аватаре в виде Будды. Эта эпоха есть «Кали-Юга» - эпоха начала конца времен и всемирного апокалипсиса. Согласно «логике» вайшнавизма, Вишну явился как Будда для того, чтобы отвращать от священных индуистских текстов Вед и проповедовать соответственно Буддизм. Все это нужно Вишну что бы испытать веру своих адептов. Тот, кто соблазнится Буддизмом, не говоря уж о других культах, будет уничтожен во время апокалипсиса, когда Вишну явится в своей 10 аватаре в виде бога времени Калки. Что же касается буддизма то… Короче говоря, тут важно, что Вишну, Шива, Брахман, а также Будда в рамках определенной, но одновременно очень широкой культуры, рамки которой едва ли можно очертить, легко взаимозаменяются, как я это показал на паре Вишну-Будда. В других культурах такой легкости нет, хотя отождествления естественно происходят. А что касается людей и прежде всего йогов и великих учителей, то они тоже часто почитаются как авататары, того или иного божества. Так Далай-Лама есть аватара бодхисаттвы Авалокитешвары. Но действительно ли Авалокитешвары или еще каких-либо богов и что это на самом деле за Авалокитешара, есть вопрос эзотерический, то есть тайный.

Еще одна особенность, вытекающая из той, которую мы только что обсудили это та, что каждое явление бога (Шивы, Вишну, Будды и т.д) не есть событие, которое нужно рассматривать исторически. Это всегда есть явление вечного, неизменного смысла, который всего лишь в разные времена является различными своими аватарами и формами. Так в знаменитой священной для индуистов Махабхарате, последнюю апокалипсическую войну между Пандавами и Кауравами устроил сам Брахма. И что «хорошие» Пандавы, вдохновляемые Кришной, что «плохие» Кауравы, вдохновляемые «ужасной» Кали, на самом деле вдохновляемы все тем же Брахмой. Фактически вся культура, назовем ее условно культурой Индийского круга, построена на принципе Coincidentia oppositorum как говорят религиоведы, что переводиться с латыни как «совпадение противоположностей». Зло совпадает с добром. И зло и добро являются лишь двумя сторонами одного и то гоже, которое время от времени проявляется в мире в виде тех или иных божеств.
Последней особенностью, о которой я хочу сказать, это отношение собственно к реальности. В то время как для западного сознания она и есть главное, (не будем сейчас вспоминать каких ни будь солипсистов или Декарта, я говорю в целом о западе…) для индийской культуры это есть «авидья» - омрачение, иллюзия. И пока мы пытаемся с этим западным отношением к реальности ухватить сюжет, построенный человеком, который фундаментальным образом к реальности относиться совсем иначе, мы не ухватываем не придаем должное значение тем очевидным сигналам знакам, которыми нашпигованы фильмы Линча. Мы не можем прочесть его язык, мы лишь чувствуем, что это язык, но пытаемся прочесть его как «родной» и по привычным для нас законам. Разумеется, мы попадаем впросак. Но подробнее об этом чуть ниже.

Я это все к чему? А к тому, что именно по принципам культуры условно Индийского круга построена вселенная Линча и она по ним просто не может не быть построена. Сам Линч, в частности, говорил в интервью, что его интересует фактура как таковая и не важно это фактура цветка или расчлененного трупа, ему это одинаково (очень важно, что именно одинаково) интересно. В 3 сезоне показаны «симпатичные» бандиты, которых кроме всего прочего признает таковыми агент ФБР Купер. Собственно, в современном мире уже не принято интересоваться честен ли человек, добр ли и другими его качествами, есть только один всеподавляющий критерий – приятен ли он лично мне или нет. Собственно, все это в купе с медитациями не оставляет сомнений в типе представлений Линча о мире и кино. Все эти принципы для нас не привычны и трудно схватываемы. Бесконечная смена и взаимозаменяемость ролей, многомирье, неразличимость между прошлым и будущем, реальность как иллюзия, абсолютная относительность моральных оценок и многое другое - все это необходимо иметь ввиду, в противном случае текст Линча для нас останется древними иероглифами.

Что он говорит в «Маллоланд Драйве?» Все очень просто. Там показана типичная история типичной провинциальной девушки, приехавшей покорять Голливуд. Из тысяч таких девиц успеха добиваются одна или две, при чем с ними происходят обязательные трансформации… Линч показывает нам прежде всего внутреннюю жизнь, а также той мясорубки, которая каждый день перемалывает тысячами если не миллионами человеческие души. А что происходит с личностью героини Наоми Уоттс? Или с главным героем фильма «Шоссе в никуда»? Происходит распад этих самых личностей, спровоцированный невозможностью принять реальность как она есть. Линч этот распад показывает пошагово, анализируя каждый завиток и говорит нечто о метафизике такого распада… Ведь в конце всегда - silencio. И тут, что Твин Пикс, что «Малхолланд Драйв», что «Шоссе в никуда» – конец везде одинаков. И совершенно понятно почему. Ведь движение в фильмах Линча происходит всегда к истине, а так как истина - это пустота (шуньята) то ее то зритель и созерцает в конце едва ли не каждого фильма Линча.

Я сейчас напишу еще один методологический абзац, потом немного скажу, как нужно «читать» фильмы Линча и после этого дам основной стержень и вехи с позволения сказать «сюжета» не только 3 сезона Твин Пикса, но и сего Твин Пикса. Обретя этот стержень, желающие смогут самостоятельно дорасшифровать все нюансы и извивы, моя же задача лишь дать ключи.
Фильм нашпигован тем, что называется «посвящение». Особенно «шершавым языком плаката» это показано в случае с симпатичным увальнем полицейским Энди. Он посещает потусторонний мир вигвама и, вернувшись оттуда, начинает говорить твердым голосом и перестает быть собственно увальнем. Это есть классическая схема любой инициации – встретился с тем миром и стал другим в этом. Подобные религиозные мотивы у Линча по всюду. Их могли бы без труда вычленить и интерпретировать профессиональные религиоведы, но, во-первых, я не уверен, что таковые остались в России… А те что остались делятся на две категории. Первая ничего не понимает в том, что изучает и тем более не в состоянии это применить на практике. Вторая же все понимает, но говорить об этом по разным причинам не будет. Поэтому я и карячусь…

Но есть еще одна сложность. Линч хорошо читается с помощью религиоведческого аппарата, но только при одном условии, если вы сами умеете извлекать классические религиозные схемы из кадров фильма. Линч не говорит общеизвестными символами. Он, например, почти ни кода не снимет в кадре символы восточной культуры или тем более символы западной такие как, например, распятие. Так как, то с чем имеет дело Линч прежде всего это бессознательное, то он и выдает буквально то, что в этом бессознательном имеется. Например, поедание вишневого пирога является типичным жертвоприношением с последующим совместным поеданием жертвы. Так поставлен кадр, так стоят три девушки, отсылающие к достаточно универсальному образу трех богинь и многое другое. Но это не ритуал в собственном смысле, и Линч не показывает его как таковой, он просто достает из своего подсознания то, что потом воплощается в кинематографической сцене, а в ней жертвой становиться вишневый пирог. Композиция сцены не оставляет сомнений, но это почти единственное, что в ней остается от бессознательного прототипа. Можно еще говорить о замене жертвоприношения человека на другие предметы. В древности жертвой могли быть колос, мука, молоко и многое другое, что до этого было быками, баранами, а еще раньше часто людьми… Ведь Даги должен был быть убит двумя бандитами? А в итоге они вместе стали есть вишневый пирог, то бишь заменили человеческую жертву пирогом. Я эту частность сейчас рассматриваю для того, чтобы стало понятно, что на религиоведческом языке вполне видно, что происходит в кадре и совсем не видно если это рассматривать буквально.

Но в 3 сезоне Линч сделал одно исключение. В последней серии, когда Купер приезжает домой к Лоре Палмер, которая не помнит, что она Лора, он несколько мгновений смотрит на полку в доме Лоры, на которой стоит лошадь на фоне синей тарелки. Пожалуй - это единственный символ возможно во всем творчестве Линча, который отсылает к конкретному религиозному содержанию. Обычно Линч снимает например какой-нибудь синий куб, или золотой шарик, называя между прочим его устами героя как «семя»… Но тут он дал нечто более конкретное.

Есть такой центральный обряд древнего Индуизма «Ашвамедха». Как говорят брахманы, кто не знает ничего об Ашвамедхе тот не брахман. Этот обряд подразумевает жертвоприношение коня. Конь во многих культурах является психопомпом (проводником душ в загробный мир), средством передвижения главного героя в потусторонние миры, а также самой матерью землей. Кельтские короли во время посвящения на царство совокуплялись перед лицом своей дружины с кобылой, олицетворявшей саму мать землю. Ашвамедха в Индии так же носила сугубо царский характер. Но все интересующиеся сами без труда найдут информацию об Ашвамедхе.

Жертвоприношение Ашвамедха


Вишну убивает демона Хаягриву с лошадиной головой


А это уже воплощение самого Вишну с головой Коня


Помните, что говорили эти странные люди в ушанках из потустороннего мира? «Мы вода. Лошадь – белки наших глаз и тьма внутри». Это весьма понятный ассоциативный ряд. Лошадь в большинстве культур ассоциировалась именно с водой. Потому и тарелка водяного цвета. Вода же в Индии есть главнейшая космогоническая субстанция. Иногда правда применительно к коню говориться о солнце. Собственно, без труда можно найти фотографии древних культовых предметов, например, в виде тарелок, в середине которых изображена лошадь. Типичным культовым изображением лошади в круге является шаманский бубен, на котором часто изображалась лошадь, ибо считалось, что именно на ней шаман скачет по потусторонним мирам во время транса. Надо сказать, правда, что шаманские трансы достаточно серьезно отличаются от йоги и даже кардинально… Но тут не место - это обсуждать. Я просто говорю, что лошадь на фоне круглой тарелки это то, на что должно отрезонировать религиозное воображение, бессознательное зрителя или ум религиоведа.

Разумеется, зритель Линча обычно обладает лишь бессознательным, но вместо того что бы включить ассоциативные ряды, а потом уже применять логику и делать «расклад», он работает только логикой, при чем не с образами, а с сюжетом как таковым, что разумеется ведет к интерпретационному краху… Если бы зритель смотрел иначе, а тем более был хоть немного «обезображен» общими религиоведческими сведеньями, то без труда бы вспомнил связь Лоры Палмер со страшными людьми из потустороннего мира… А еще… Много что про это можно сказать.

Нет вру… Линч употребил еще один буквальный религиозный символ. Есть еще миф о перво-яйце, по которому религиоведы иногда даже определяют происхождение поверья в народе, у которого оно зафиксировано, как заимствованное из Индии. Этот миф существовал правда и в древнем Египте… Мы же помним, что в 8-ой «космогонической» серии, Лора Палмер была прислана на землю из особого пространства в виде яйца, из которого потом вылупилось нечто среднее между тараканом и ящерицей. Как говорят в подобных случаях религиоведы: «В данном образе мы без труда можем различить признаки древнего хтонического божества воды». Линч лишь слегка «отараканил» очевидно змееподобное существо, ибо, как я уже сказал, он не любит отсылок к конкретным образам. Но символ яйца читается еще более очевидно, чем символ лошади с тарелкой.

Но что же делать обычному зрителю? На самом деле он находится не в сильно более проигрышном положении чем люди, разбирающиеся в религиозной проблематике. Дело в том, что из-за специфики Линчевского языка и обычному зрителю, и человеку обезображенному специфическим образованием, все равно придется не читать по символам и образам историю которую рассказывает Линч (за исключением Лошади и Яйца), а перед тем как ее так прочесть, сначала извлечь из кадра эти символы и образы (примерно таким образом, как я это сделал с вишневым пирогом и сделаю далее, когда буду говорить о главных системообразующих вехах). А для этого нужно воображение и, если угодно, умение дать немного воли бессознательному.
(продолжение следует...)


Оригинал взят у danila_uskov

promo arhiseva august 18, 2015 10:16 53
Buy for 150 tokens
Что такое аполитичность? Вроде как все знают. Это такой вид взгляда на окружающий мир, когда ничто не должно беспокоить и не смотря ни на что, нужно наслаждаться жизнью... Почему ничто не должно беспокоить? Чтобы не встревожиться чем-то? На что именно запрещено смотреть ? На чужое горе или…