Краснодар

Битва за Дом Циолковского



Обычно я пишу на тему войны классической. Но все больше и больше проникаюсь важностью таких направлений, как культурная война и война с историей. Многие до сих пор этот фронт недооценивают, а зря.
Так вот, о чем это я?
Буквально два дня назад, 9 марта, был день Юрия Алексеевича Гагарина.
А ровно за месяц до этого, 9 февраля, в Конференц-зале Музея космонавтики г. Москвы состоялся круглый стол на тему «Наследие К.Э. Циолковского в XXI веке. Проблемы и перспективы актуализации и сохранения».
При этом немногие знают, что на дворе - год 160-летия со Дня Рождения Константина Эдуардовича Циолковского.

В ходе круглого стола, на который были приглашены представители ОРКК, РКК «Энергия», космонавты, деятели космической отрасли, был затронут целый ряд актуальных вопросов.
Что необходимо сделать, чтобы «космические музеи» России стали постоянным центром притяжения для посетителей, особенно для детей?
Почему тема Космоса, являющаяся столь востребованной для киноиндустрии, не приводит к росту интереса со стороны других областей просвещения и культуры?
Почему важно развитие космодрома Восточный и города Циолковский?
Насколько будет «открыт» Космос для нашей страны завтра и как России вернуть лидерство в космосе?
Центральным же вопросом круглого стола стал вопрос о сохранении Дома Циолковского в Рязани по улице Вознесенская, д. 40 и придании ему статуса объекта культурного наследия.

Что не так с домом Циолковского?

А с домом история почти детективная...

Стоит в центре Рязани историческое здание, где провёл детство Константин Эдуардович Циолковский, в аварийном состоянии. Ремонтировать его рязанские власти не собираются... зато, в ноябре 2016 мэр Рязани О. Е. Булеков быстро и тихо готовит тендер на снос дома №40 по улице Вознесенской (усадьба Колемина).
Когда рязанцы, прознав о готовящемся уничтожении, подняли шум и потребовали общественных слушаний... им заткнули рот и спустили на них борзописцев, оправдывающих местные власти.

Причем борзописцы не столько оправдывали чиновников, сколько демонизировали возмущенных общественников (обвиняя их во всех грехах, от работы на бандюков и Госдеп до попытки свержения власти) и унижали как могли Константина Эдуардовича.

Один из самых активных - журналист МК Алексей Еремкин.
Исчерпывающий фрагмент его статьи «Барак обмана. Рязанские борцы за наследие Циолковского сами себя опозорили»
«Вообще, этот мужчина, полуоглохший от скарлатины еще в детстве, — человек неоднозначный. Тот же Кибальчич придумал оснастить ракетный двигатель изменяемым вектором тяги еще в 1881-м, когда привычному нам «дедушке» было двадцать четыре. Есть версии о том, как Константин Эдуардович пытался достичь реактивного движения пропусканием воздуха в жестяной трубе. На колесиках с горки. А уж его евгенические идеи вообще лучше не вспоминать...»


Подробнее можно ознакомиться здесь.
Я же приведу еще пару скринов из фейсбука Еремкина:



Поучаствовал в этом процессе даже сам замминистра печати Рязанской области Иван Ушаков.
Впрочем, сей персонаж Циолковского тоже не любит давно и стабильно:

Пасквиль Ушакова 2011 года в газете «Мещёрская сторона»

И что с того для Ушакова и ему подобным, что к «циолковедам» и «циолколюбам» относили и относят себя все космонавты, начиная с Юрия Гагарина. Что с того для «привластных «троллей», что великий конструктор Сергей Павлович Королёв посвятил Циолковскому целую статью «Жизнь и деятельность К. Э. Циолковского» и неоднократно называл себя учеником Константина Эдуардовича.



Не удивлюсь, что они для «Ушакова и Ко» в этом вопросе отнюдь не авторитеты, поскольку, вполне допускаю, что скажут «ниспровергатели авторитетов», дескать, вынуждены были космонавты и конструкторы «прислуживать советскому режиму». Но почему тогда после развала СССР мнение о Циолковском у наших покорителей космоса не изменилось?
Почему тогда и другой конструктор космической техники Вернер фон Браун, который ну уж точно не был «обязан» восхвалять гения космонавтики «по разнарядке», и тот имел крайне отличающееся от наших рязанских «изрыгателей истин» мнение? Достаточно прочитать его слова о Циолковском:
«Результаты его пионерских трудов очевидны для всех, кто сегодня работает в области космонавтики. Он оставил нам математические расчеты, которые необходимы для понимания проблем, связанных со строительством многоступенчатых ракет. В его исследованиях в области ЖРД были обозначены исходные позиции, с которых начинается конструирование современной ракетной техники, например, двигателей для ракеты-носителя «Сатурн-5»… Это свидетельствует о том, что требования к конструкции ЖРД, сформулированные Циолковским много десятилетий назад, и сегодня не утратили своего значения. Его теории выдержали проверку временем».

Ну да ладно. Оставим пока Константина Эдуардовича и его ниспровергателей, и вернемся к дому.

Губернатор Рязанской области Олег Ковалев призвал исследовать все архивные документы, которые могли бы помочь в прояснении вопроса о точном месте жительства семьи. По результатам исследований судьбу дома должна решить комиссия, созданная при правительстве области по вопросам сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия.
Комиссию возглавил вице-губернатор С. В. Филимонов. На первое заседание комиссии не пригласили ни градозащитников, которые обратили внимание на недопустимость сноса дома, ни историков, которые принимали непосредственное участие в поисках архивных документов, касающихся «рязанского периода» семьи родоначальника теоретической космонавтики.
Притом на заседании комиссии Филимонова, куда для освещения нужной точки зрения допустили единственного историка, слова этого ученого (не укладывающиеся в необходимую устроителям канву) переврали при монтаже, вывернув все так, что дескать доказательств проживания Циолковского в этом доме - нет.
Историком этим был кандидат исторических наук, заместитель директора ГКУ «Государственный архив Рязанской области» Д.Ю. Филиппов.

Кто с другой стороны конфликта?
Может и правда маргиналы?
С другой стороны - рязанское отделение «Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры» (ВООПИиК) под руководством Веры Ивановны Чёрнышовой, которая занималась вопросами сохранения объектов культурного наследия ещё во времена СССР... региональные отделения общественной организации защиты семьи «Родительское всероссийское сопротивление» и движения «Суть времени» и прочие общественники, такие как Анастасия Георгиевна Гачева — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института мировой литературы и искусства имени А. М. Горького РАН, «Библиотекарь года» (автор петиции), Рудольф Янович Подоль — доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии Рязанского государственного университета им. Есенина и другие.

Что требуют?
1) отменить решение о сносе строения
2) провести открытые общественные слушания по Дому Циолковского.

После того, как провести все по-тихому не получилось - снос отменили.
В декабре подписантами Открытого письма в адрес мэра Рязани был получен ответ от начальника управления капитального строительства города Е.Н. Будановой.
Первое требование общественности удовлетворено.
«08.12.2016 Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Рязанской области уведомило администрацию города Рязани о проведении работ с 22.11.2016 по установлению историко-культурной ценности объекта, расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Вознесенская, д. 40.
Решение о наличии или отсутствии историко-культурной ценности объекта принимается в срок не более 90 рабочих дней.
В связи с проведением Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Рязанской области процедуры по установлению историко-архитектурной ценности объекта, расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Вознесенская, д. 40, муниципальный контракт по выполнению работ по сносу аварийных многоквартирных домов в г. Рязани: ул. Вознесенская, д. 40, ул. Чкалова, д. 48А от 13.12.2016 № 0859300019616001086−0094037−01 (реестровый номер контракта 36 234 064 297 16 000031) расторгнут 14.12.2016».

Но история далека от завершения ибо деньги не пахнут, а земля в центре города - лакомый кусок.

Накануне новогодних праздников был опубликован разработанный в 2016 г. новый Проект зон охраны Объектов Культурного Наследия г. Рязани. Проекту присовокупили положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы. В настоящее время Проект размещен с 23.12 2016 г. для «общественного обсуждения» на сайте Государственной инспекции по охране ОКН Рязанской области. Привлекает внимание интересный факт. Более 30 зданий, ранее числившихся объектами культурного наследия и охранявшихся от варварства застройщиков и их лоббистов, теперь таковыми не числятся.
В частности исключён из числа охраняемых дом Циолковского на ул. Садовой 7.
Подробнее - тут.

История с домом №40 по улице Вознесенской, видимо, рязанские власти ничему не научила.
Продолжают разогревать протестные настроения. В год 160-летия Циолковского, в канун 100-летия революции, когда Россия итак в непростой ситуации. Зачем?
И лично у меня возникает вопрос - нет помимо денежной составляющей в этом всем "кипеше" (как выразился знаток криминальных слов еврейского происхождения, вышеупомянутый Алексей Еремкин) еще какой?
Может это как раз отголоски того самого саботажа системы против В.В.Путина?
Это помимо их (уверен неосознанного, ибо даже слов то таких не знают) соучастия в культурной и исторической войне против России.


P.S.

Группа по защите дома Цолковского в ВК.


P.P.S.


Еще материал "в кассу":

Дом Циолковского на поле битвы с историей
воспоминания Циолковского о Рязани были самые теплые. Он писал: «Корни-то мои в Рязанской земле. В этом краю прошли едва ли не лучшие годы. Чего там только не испытал: и грамоте мать научила, и первые смелые мысли пришли». К этим «первым смелым мыслям», согласно его автобиографическим заметкам, относились и мечты о «полном отсутствии тяжести», о полете.
Именно в это время Костя впервые начинает проявлять интерес к мастерству, что развилось у него затем в изобретательство.
Из Вятки, куда в 1869 г. переехала семья, отец отправил мальчика учиться в Москву. Хотя Константин и не смог поступить в Высшее техническое училище, он упорно занимался самообразованием, ведя крайне аскетичный образ жизни.
В 1877 отец вызвал сына домой в Вятку. А спустя год семья вернулась в Рязань — как писал Циолковский, «на родину».



Оригинал взят у judgesuhov