Краснодар

Кинематограф. Неотменяемая война культов. "Отец Сергий"

В предыдущей своей заметке, я неожиданно для самого себя задал тематику и угол зрения, под которым буду обсуждать все последующие кинопроизведения. Я определил цель кинематографа как такового в воспроизводстве и даже производстве гуманистических культов, а также культов антигуманистических. И что война между этими культами неотменяема. А значит воевать придется или...


В Окленде индивидуалистов раз два и обчелся, и один из них — Мартин Иден.
«Мартин Иден»
Джек Лондон.

Фильм Якова Протазанова «Отец Сергий» - экранизация одноименной повести Льва Толстого... В главной роли , как и в «Пиковой даме», снова Иван Мозжухин (князь Касатский). В первую очередь после просмотра фильма очень хочется обсудить даже не его, а само произведение. И даже перечитать его, как говорится, «с карандашом». Но постараюсь всё-таки отозваться о самом фильме.

Первое, что бросается в глаза то, что это точная экранизация повести Л. Н. Толстого. Именно точная, а не вольно интерпретированная режиссером. В фильме нет даже самого легкого намека на желание что-то интерпретировать, а есть стойкая тяга к максимальной экранизации. То есть к тому, о чем хотел сказать именно Лев Николаевич Толстой. А значит, смею предположить, что Протазанов возможно сам в некоторой степени озадачен данной темой. Какой же именно?

Центральным пафосом произведения (и его протазановской экранизации соответственно) является уход обычного светского человека из общества, в котором он родился и вырос, в другой мир. Мир, в котором есть только Бог и этот человек, где он полностью отдается служению Ему, преобразовывая себя. Он остается один на один со своим Богом и больше этому человеку никто не нужен. Ни общество, в котором он раньше жил, ни его уклад.

Протазанов, используя талант и выразительность Ивана Мозжухина, очень точно показывает,  как именно главный герой Толстого, возмущенный несправедливостью, двуличием, начинает это видеть повсюду. В своей возлюбленной, в своем императоре, которого он с юности считал своим кумиром и даже идеалом. Касатский видит это и в том обществе, частью которого он является. Немой фильм заставляет «вчитываться» в сцены, лица, мимику, движение  губ, в выразительность глаз и даже в то, что там отражено. А музыка, сопровождающая эти сцены и эту актерскую выразительность, помогает точнее оказаться в состоянии со-переживания. Она не просто «играет», а живет как метаактер, то есть, синтезирует всё что происходит в кадре и является звуковой квинтессенцией происходящего.

Я не являюсь яростным поклонником немого кино. Но иногда складывается впечатление, что какие-либо монологи или диалоги именно в таких экранизациях как «Отец Сергий», абсолютно излишни. Кстати, в ХХI столетии немое кино практически отсутствует или, как говорят, «вымерло как класс». Мне кажется, что это огромная утрата для кинематографа и искусства как такового.

А теперь о тематике «войны культов» с помощью кино, которая явилась моим «самозаданием»... И тут нельзя уже говорить только о фильме «Отец Сергий». Так как фильм предельно точно экранизирует произведение Л. Толстого, то думаю, нужно обсуждать их сразу вместе как одно целое. И Толстой, и Протазанов хотели показать нечто.

Во-первых, они конечно же хотели показать саму эту несправедливость, двуличие, лживость, разлитые в обществе. Причем как в элите (сцены балов), так и в простом народе (сцена танцующих простолюдинов в завершающей части фильма). А это культ элитаризма, праздности и культ безмятежной обывательщины соответственно.

Во-вторых, были показаны этапы самого этого ухода из мира, плоть от плоти которого, главный герой князь Касатский, в мир другой, где нет места тем культам, которые открылись ему в своем безобразном и отвратительнейшем виде. Очень ярко и талантливо показаны так же испытания искушениями. Очень драматично передан момент, где Касатскому пришлось отрубить собственный палец чтобы не поддаться искусительнице.

А в-третьих, показано то, что как мне кажется, очень хотел экранизировать Я. Протазанов. Тот самый скрытый посыл Толстого о том, что де мол даже такое черное монашество (полное отсутствие каких-либо отношений с противоположным полом) не избавляет человека от «греховных помыслов». А значит, по мнению Толстого (а возможно и Протазанова) всё это является бессмысленным занятием, мягко говоря.

Здесь можно сказать, что автором произведения и экранизатором осуществлена очень дерзкая попытка не просто воспроизвести некий культ, а взорвать фундамент любой религиозности вообще, а не лишь православной. Мало того, к монашескому служению и самоотречению в каком-то смысле можно отнести и служение воинское в высшем его понимании. А так же служение роду людскому - это ведь тоже разновидность самоотречения! Понимал ли Лев Николаевич, на что именно он посягнул, сказать трудно.

Однако, некая правда тут может иметь место. Ведь главный герой совершил этот уход сперва в другое сообщество с альтернативным укладом, которое его так же не устроило. После чего Касатский ушел в еще большее одиночество и еще большее самоотречение. Но даже оставшись на едине с Богом, он не смог избавиться от «порочных мыслей». Может Толстой хотел этим сказать что Касатский 1, не принявший общество, в котором вырос, лучше Касатского 2, который ушел из этого общества, но не смог справится с его пороками? Может Толстой хотел подобраться к вопросу о том, наработаны ли эти пороки обществом или же они врожденные, от которых в принципе нет избавления?



promo arhiseva august 18, 2015 10:16 53
Buy for 150 tokens
Что такое аполитичность? Вроде как все знают. Это такой вид взгляда на окружающий мир, когда ничто не должно беспокоить и не смотря ни на что, нужно наслаждаться жизнью... Почему ничто не должно беспокоить? Чтобы не встревожиться чем-то? На что именно запрещено смотреть ? На чужое горе или…
Я для себя так ответил на вопросы заданные в конце вашего текста.
Толстой\Протазанов действительно показали что монашество так сказать не канает, в деле борьбы со злом. Оно не способно излечить любого человека. Показан ложный путь к спасению и как закономерный итог все что произошло с главным героем в конце фильма.
В той не монашеской жизни от которой князь Касатский отказался полностью помимо элитаризма, обывательщины и всяческих пороков есть что-то еще, что-то очень ценное и светлое без чего человек победить зло не может. Нужен синтез этого монашества и этого "нечто" что упущено из виду. В фильме даже намека нет на это "нечто". Тут вспоминается Лермонтов который хоть как-то это описывает:
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Я знал одной лишь думы власть,
Одну - но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Да, мечты избавится от "зла в душе" у Толстого есть... А во имя чего - ответа нет... Да и не делается это в одиночестве наверное...
В повести "Отец Сергий" Толстого в художественной форме выражены идеи автора, положенные его последователями в основу т.н. "толстовства": неприятие и "света" (общества), и Церкви, в том числе, и как альтернативы "света". Как "третий путь" предлагается вот это, к чему обращается бывший отец Сергий после ухода из монастыря: опрощение наряду с просвещением и лечением малых сих - тоже своего рода культ.
Собственно ,обращение героя повести к "культам" есть его попытка спасения себя.
Можно предположить, что в повести есть скрытая полемика с высказыванием "спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи" Серафима Саровского.
Но спасся ли герой повести обратившись к условному "толстовству" - сомнительно.
Мне кажется, что герой Толстого Касатский преследовал цель следовать только первой части формулы "спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи", а именно - "спасись сам". Может я не прав...
Формула и подразумевает, что спасаться надо самому, а тысячи спасутся в таком случае "автоматически".
Но речь идет не столько о Касацком, сколько об исканиях самого Толстого. Повесть написана в 90-х годах 19 в., когда движение толстовцев уже набрало силу. В ней исследуется и в каком-то смысле приговаривается сама идея толстовства. К слову, тогда повесть не была опубликована. Что помешало опубликованию?... Вопрос.


Edited at 2017-02-23 07:12 pm (UTC)
Я тоже хотел добавить, но не стал, что Толстой этой повестью уничтожает собственный смысл жизни
Кинематограф. Неотменяемая война культов. "Отец Сер
Пользователь raasta сослался на вашу запись в своей записи «Кинематограф. Неотменяемая война культов. "Отец Сергий"» в контексте: [...] Оригинал взят у в Кинематограф. Неотменяемая война культов. "Отец Сергий" [...]
Или третье - Толстой хотел показать, что гордыня нас поджидает там, где не ждали и не видим. Ведь по идее христианства о грехе достаточно искренне раскаяться один раз (см. классическое - Иуда и Пётр) - и ты снова допущен к любым вершинам.
То есть "мы пойдём другим путём" - это и про это тоже. А без этого другого пути человек всё равно остаётся глубоко больным.