Краснодар

Васильева пообещала не уничтожать систему спецшкол для детей-инвалидов



  Новый министр образования, Ольга Васильева, едва приступив к исполнению обязанностей, сказала много правильных вещей. Разумеется, между словом и делом лежит огромная пропасть, но и слово важно.


Об открытии центров инклюзивного образования и о, сопутствующих этому, рисках писал недавно. Главный риск в том, что в условиях либеральной экономики, главным приоритетом правительства является снижение издержек и повышение экономической эффективности любой деятельности в стране. В том числе и такой, которая в принципе  не может сочетаться с понятием "экономическая эффективность". Не могут, например, образование или медицина быть экономически эффективными. Неоткуда там доход получать. Если только не превратить эти социальные сферы в бизнес. Но он приоритетом ставит получение прибыли, а не здоровье или образование нации.


  Поэтому, инклюзивное образование, в условиях господства "невидимой руки рынка" - это уничтожение "дорогой" и "экономически неэффективной" системы образования и воспитания для детей-инвалидов. Системы, которую с таким трудом создавали в течении многих десятилетий и которая за многие годы доказала свою эффективность. Не экономическую, а педагогическую. Которая позволила миллионам детей с ограничениями получить необходимые знания и социальную адаптацию в обществе. Но для эффективных менеджеров это не показатель.


 Зачем содержать специальные школы и проводить подготовку специалистов по работе с детьми-инвалидами, если можно учить больных детей вместе со здоровыми в обычных школах? О качестве такого обучения говорить не приходится. Учителям придется либо подстраиваться под детей-инвалидов и снижать уровень подаваемых знаний, либо уделять им меньше внимания, чтобы успевать по учебной программе.


  Разумеется, некоторые дети-инвалиды  способны осваивать школьную программу наравне со здоровыми детьми. Кому-то мешает учится в обычной школе ее техническая неприспособленность. И если появится возможность таким детям учиться в  школе, то это только хорошо. И такое инклюзивное образование можно  приветствовать. Но, как говорил, в реалиях современной России, Министерство образования больше похоже на Министерство ликвидации образования.  Особенно, когда во главе него стоял Ливанов. Поэтому отрадно слышать слова нового министра:


"Хочу подчеркнуть, что наша политика министерства направлена на вариативность образования детишек с ОВЗ, инвалидностью... Параллельно с инклюзией мы сохраним, я это подчеркиваю, и будем развивать сеть специальных школ и классов"
Детей и их родителей не должны лишать выбора - это главный критерий при введении в нашей стране инклюзивного образования. Наряду с обычными должны оставаться и спецшколы для детей с ограничениями. В них должны преподавать высококлассные учителя по передовым программам для детей с ограничениями по здоровью. Будем надеяться, что новый Министр образования,  начнет добиваться  эффективности в воспитании и образовании  детей, а не снижать издержки и повышать прибыльность.


Оригинал взят у gur_ar