Краснодар

ТВ в СССР, или цвет с французским привкусом

Оригинал взят у isai_fomich в ТВ в СССР, или цвет с французским привкусом

Когда просматриваю разные материалы посвященные истории телевидения, то часто встречаю тезис, что в СССР пользовались устаревшей системой цветного телевидения. На мой взгляд, этот тезис по меньшей мере спорен.
В 80-е годы в страну стали проникать видеомагнитофоны. Позже в 90-е к ним прибавились игровые приставки. И тут обнаружилась проблема: видеомагнитофон или приставка, подключенные к советскому телевизору, выдавали черно-белую картинку. Всё дело в том, что наши телевизоры работали в одной системе цветного телевидения (SECAM), а импортные устройства в другой (PAL). Правда, телевизор можно было доработать, чтобы он воспринимал иностранную картинку, и многие это делали (спасибо навыкам, приобретенным в ДОСААФе и в многочисленных радиокружках).

Смотрел фильм "Секс, ложь и видео. СССР" про появление видеомагнитофонов в СССР по каналу Россия, там процедура установки дополнительной платы (для восприятия PAL-сигнала) изображалась как какая-то полузаконная акция, бросавшая вызов тоталитаризму))). На самом деле схемы декодеров (это, собственно, устройства, позволяющие воспринимать западный видеосигнал) печатались в журнале "Радио". Так что, если дружишь с паяльником, то сделать дополнительный модуль не составит проблем. Но в том же фильме было заявлено, что почему-то SECAM - это устаревший формат по сравнению с PALом. Очевидно, что с этого фильма данное утверждение стало тиражироваться остальными.
Но давайте заглянем в историю вопроса.
Где-то после войны человечество задумалось над тем, что как-то скучно смотреть черно-белое телевидение и надо бы придумать цветное. Но просто создать новый стандарт на цветное ТВ нельзя, надо чтобы цветной стандарт был совместим с черно-белым. То есть черно-белые телевизоры должны воспринимать цветной сигнал как свой родной черно-белый, ведь одномоментно заменить все черно-белые телевизоры на цветные не получится, да и по-началу цветные телевизоры будут довольно дорогими, что замедлит скорость замены телевизоров. Первыми в создании стандарта цветного телевидения и переходе на цветное вещание стали американцы, первая цветная передача была запущена у них в 1953 г. Любопытно, что я не встречал, чтобы их стандарт цветного ТВ (NTSC) называли устаревшим. Хотя это действительно первый стандарт цветного телевидения и проблем с ним было предостаточно: сложная система кодирования цвета и малая помехозащищенность. В результате европейцы, глядя на проблемы американцев, стали придумывать свои стандарты. И появились немецкий стандарт (PAL) и французский (SECAM).

PAL расшифровывается как Phase Alternating Line (построчное изменение фазы).


SECAM как Séquentiel couleur à mémoire (последовательный цвет с памятью).

Оба стандарта развивались примерно в одно время. Причем первые передачи в PALе и в SECAMе пошли с 1967 года. В СССР систему цветного телевидения выбирали на конкурсной основе, причем, помимо вышеприведенных стандартов, в конкурсе участвовал отечественный стандарт, разработанный в Научно-исследовательском институте радио. Через некоторое время стало понятно, что выбирать на конкурсе будут между SECAMом и стандартом НИИР, так как они показали лучшую надежность при передаче на большие расстояния (это до сих пор очень актуальный фактор для нашей страны). И тогда французы заявили, что стандарт не французский, а франко-советский, это избавляло нашу страну от уплаты патентных сборов. Ну, а поскольку НИИРовский стандарт был еще в разработке, в то время как для SECAMа было готово оборудование и он был хорошо обкатан, то в СССР приняли SECAM.  Да, было время, когда французы были посговорчивей, не то что сейчас со своими Мистралями.

Так, что утверждение про устаревший формат цветного ТВ в СССР. Это просто брошенная походя фраза, ну в совке всё убого и отстойно... это все знают. А доказательства? А доказательств нет. Сейчас, конечно, внедряются стандарты цифрового телевидения, и по сравнению с ними все стандарты аналогового ТВ устарели. В России переход должен завершиться к 2018 году. Но это совсем другая история.