Краснодар

Общество им. доктора Калигари



Я заметил за собой, что каждый раз смотря немое кино в учебных целях, даже предварительно настраиваясь на его полезность, и даже зная, что оно будет полезно, все равно каждый раз первые 15-20 минут есть некое ощущение типа «это скучно», «это устарело» и «тут очень мало полезного».

Однако по прошествии этих пресловутых пятнадцати минут происходит какая-то «подстройка» ума, а затем этот ум начинает некую синхронизацию с тем временем и теми возможностями режиссера фильма. И вот тогда происходит чудо. Начинаешь видеть и понимать сюжет, его ход и загадку, а также главное - постоянно задаешь вопрос: зачем это показано, именно так сыграно, почему показано это и это, и что этим всем хочет сказать автор. И только тогда начинаешь удивляться тому, насколько насыщен этот немой фильм смыслами и образами, которые говорят несравнимо больше, чем пресловутые спецэффекты или даже озвученные персонажи и так далее.


То же произошло со мной и в этот раз, при просмотре фильма Роберта Вине 1920 года «Кабинет доктора Калигари». …Декорации в импрессионистском стиле, цель которых - погрузить зрителя в якобы выдуманный, иллюзорный, в чем-то даже карнавализованный мир и зловещий в этой своей карнавализованности... Я думаю, что это гениальный способ изобразить некий «поломанный мир», в котором искажено и покорежено практически всё: от самой природы и всего, что создал человек, до самого человека.

Итак, с одной стороны этот «поломанный мир», а с другой - абсолютно правильные и не искаженные формы психбольницы, предвосхищающие монументальность архитектуры гитлеровского рейха. То есть, эдакий мир психически больных, но находящихся не «на воле», а в специальном заведении, в котором царит уже не хаос «поломанного мира», а некий специфический порядок. И возглавляет этот особый порядок - Калигари. Совсем не обыватель, а страстный и злой исследователь возможности управления людьми. Спящими людьми.


Фильм, как утверждают критики (и с чем нельзя не согласиться), явился зловещим знамением следующего, гитлеровского периода Германии. Осмелюсь предположить, что не только Гитлеровского, но и постгитлеровского. И не только Германии, а всего западного общества! Ведь что такое «потребительское общество», созданное на Западе, как не этот пресловутый сомнамбула, которым нынешний транснациональный Калигари может управлять? И лепить из него когда надо Мэрлина Мэнсона или Бревейка, а когда надо - Кончиту Вурст или «беременного человека». И не кажется мне, что цель, для которой очень нужно, чтобы человеческий разум (или сознание) спал таким специальным образом, состоит лишь в том, чтобы вечно властвовать. Есть тут что-то большее, чем управление «спящим человеком» для вечного властвования над ним. Спящего ведь всегда можно и ликвидировать в случае ненадобности. Ведь этот спящий даже не поймет, что его намереваются лишить жизни (если ее вообще можно называть таковой). Экая (как сейчас любят говорить многие актуальные элитарии) «эффективная инновация» для управленца, разве нет?


Этот фильм Роберта Вине 1920 года я, живущий в 2017-м, могу назвать фильмом ужасов не за то, что его когда-то так назвали или задумывали. А за то, что сценарий этого фильма разворачивается прямо на наших глазах, сейчас. Ударными темпами достраивается это спящее потребительское «общество им. Каллигари»… Запад достраивает этот перевернутый «поломанный мир» постмодернизма...  И наконец, есть этот транснациональный Калигари, он же глобальная элита, которая прикладывает огромные усилия, конструируя такое общество, и изобретает всё более изощренные способы «о-сомнамбуливания» и управления миллиардами этих сомнамбул. Что дальше? Массовые убийства, каких еще не видел мир?


promo arhiseva august 18, 2015 10:16 53
Buy for 150 tokens
Что такое аполитичность? Вроде как все знают. Это такой вид взгляда на окружающий мир, когда ничто не должно беспокоить и не смотря ни на что, нужно наслаждаться жизнью... Почему ничто не должно беспокоить? Чтобы не встревожиться чем-то? На что именно запрещено смотреть ? На чужое горе или…