Краснодар

«Тоталитарная советская личность» vs. «свободно-рыночной»

Одними их главных «убойных» аргументов антисоветских оппонентов являются «ваш совковый менталитет» и «среди патриотов нет умных да способных (гламурных, всё уныло и т п...)» В лучшем случае это - предмет слепой веры в западное превосходство. В худшем - сознательное унижение нашего народа.


Поклонение надуманному определению «тоталитарной затюканной личности» удивляет тем больше, когда видишь разницу между, якобы, «несвободным советским» и «свободным западным» человеком.

«Тоталитарный советский менталитет» (перестройка пришлась лишь на вторую половину моих школьных лет) позволял мне менять города, работы и страны, несмотря на разные условности, наплевав на хорошие предложения - лишь из одной тяги к новым вызовам. Побуждал приобретать новые знания, как только это возможно. Работать упорнее, без выходных и вечеринок, и всё время заниматься спортом.

Каждый раз, когда жизнь заходила во что-то наподобие тупика, силы к следующему шагу лежали в словах от том, что «жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».

Проработав более 15 лет в одной из самых гламурных областей (мода и дизайн) на интернациональном уровне я поняла, что стиль и гламур - это пустые, бессодержательные явления. Игра в «стилизацию» - заводит развитие своих же способностей в западню. В мире гламура ты остаёшься на поверхности, тогда как настоящее творчество может быть рождено лишь цельной личностью, с опорой на собственное мировоззрение.

Одна хорошая подруга - убеждённый советский человек - долго работала в очень крупной французской корпорации, имевшей филиалы и в России. В 2000-х годах она, молодой работник коммерческого отдела, песочила на публике западных менеджеров, которые пренебрежительно и высокомерно относились к нашим инженерам, считая их никчёмными специалистами. Её твёрдая независимая позиция только приветствовалась дирекцией. Потому, что большинство, отрекшихся от своей сущности, и захотевших поменять менталитет на западный, лишь покорно смотрели начальству в глаза (таких не уважают нигде).

Продажность «человека капиталистического» из так называемого «свободного мира» хорошо очерчена Эрихом Фроммом в статье «Человек одинок»:

«Он ощущает себя товаром, который надо повыгоднее продать на рынке. И вовсе не ощущает, что он активный деятель, носитель человеческих сил и способностей. Он отчужден от этих своих способностей. Цель его – продать себя подороже. Отчужденная личность, предназначенная для продажи, неизбежно теряет в значительной мере чувство собственного достоинства, свойственного людям даже на самой ранней ступени исторического развития. Он неизбежно теряет ощущение собственного «я», всякое представление о себе, как о существе единственном и неповторимом. Вещи не имеют своего «я», и человек, ставший вещью, также не может его иметь.»

Советский строй желал освободить нас от этой заискивающей продажности. Осталась она у тех, кто и так был к ней склонен. С системными издержками надо было бороться, не разрушая систему.

Сама же советская культура, посредством литературы, кинематографа и воспитания, учила страстному движению вперёд, к развитию, росту, к самоорганизации и ответственности. Учила товариществу. Заставляла понять себя и жизнь. Требовала стать её творцом.

P.S. Прежде чем вступать в дискуссию, стоит просмотреть телепередачу "Суд времени", по вопросу «Был ли советский человек идеологическим мифом или историческим достижением?». Там уже развеяны все антисоветские аргументы, которые, кстати, совершенно не меняются со временем. Ибо нет ни свежей фантазии, ни творчества у современных холуев «свободного западного мира».


Оригинал взят у wi в «Тоталитарная советская личность» vs. «свободно-рыночной»